8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

дцп моторика

Скоординированные точные движения кистей, пальцев рук и ног осуществляются за счет взаимодействия мышечной, костной и нервной системы, а зачастую и зрительной. У детей с ДЦП моторика страдает неизбежно, требуя специального развития.

Необходимость развития моторики

Проекция кистей – весьма значительная часть двигательной зоны коры головного мозга (около трети). То есть от степени ее развитости зависит формирование движений в целом. Следовательно, отработка мелких пальцевых движений способствует тому, что моторика детей с ДЦП в общем плане развивается более успешно.

Распространенная ошибка родителей – чрезмерная опека ребенка. Они должны понимать, что сыну или дочери придется с этим жить и не всегда мама и папа будут рядом, а значит, необходимо как можно раньше обучить навыкам самообслуживания, в формировании которых мелкая моторика играет важнейшую роль.

Она имеет еще один значимый аспект. Корковое представительство кистей рук непосредственно связано с речевой зоной. По этой причине ее регулярная стимуляция благотворно отражается на речевых функциях и их развитии, что имеет большое значение, учитывая, что они при детском церебральном параличе тоже страдают.

Чрезмерно опекать ребенка с ДЦП не стоит, но создавать условия, способствующие развитию и полноценной жизни, необходимо. В этом помогут специальные приспособления и технические средства.

Основные принципы

Чтобы развитие мелкой моторики детей с ДЦП было эффективным, в занятиях нужно придерживаться определенных правил:

  •   регулярность;
  •   учет сохранных и нарушенных функций;
  •   щадящий режим;
  •   удобный темп выполнения.

Заниматься следует ежедневно, несколько раз. Принуждать ребенка к этому не нужно, такая тренировка все равно не принесет пользы. Чтобы ему было интересно, превратите занятие в игру. При выборе упражнений нужно придерживаться рекомендаций врача-невролога, коррекционного педагога и других специалистов, которые работают с ребенком на постоянной основе. Они учитывают, какие функции сохранены, а какие нарушены. Это позволяет выстроить такой комплекс движений, которые, с одной стороны, доступны ребенку, с другой стороны, стимулируют развитие.

Коррекционная педагогика в настоящее время развивается достаточно быстро. Подписавшись на нашу рассылку, вы будете своевременно узнавать о новых методиках, способствующих развитию детей с ДЦП.

Подпишитесь на нашу рассылку

Чтобы быть в курсе наших последних новостей, получать рекомендации и информацию о полезных статьях

мелкая моторика дети с дцп

Приемы развития

Чтобы у детей с ДЦП мелкая моторика развивалась успешно, необходимо сочетать различные приемы:

  •   массирование пальцев и кистей;
  •   гимнастика;
  •   игры пальчиковые.

Массировать следует тыльную сторону, ладони, пальцы, причем важно обучить этому ребенка, чтобы он мог делать самомассаж.

Гимнастика включает разнообразные движения: постучать кистью по столу, погладить одной ладонью другую, встряхивать кисти, опираясь на локти. Следующий этап – целенаправленные движения: согнуть пальцы, погрозить пальцем, указать и т.п. В дальнейшем движения усложняются: коснуться большим пальцем всех прочих поочередно, «бегать» пальцами по столу, делать «козу» и т.д.

Для пальчиковых игр используется разнообразный предметный материал: пластилин, пуговицы, крупа, мячики, счетные палочки, шнуровка, мозаика. Степень сложности наращивается постепенно.